Проверь свою собаку

Большинство тестов проводятся зоопсихологом или будущим владельцем животного — далее для краткости «экспериментатором»

I. Около 1 месяца

1. Тест с ключами (или монетами и т. п.): связку ключей бросают в направлении щенка, немного в сторону.

Желательный тип поведения, свидетельствующий о нормальном развитии психики — осторожная исследовательская реакция. Менее желательно — безрассудное любопытство; выраженная реакция избегания нежелательна. Любые сочетания с неврастеническим синдромом должны насторожить экспериментатора, поскольку свидетельствуют о перенесенном стрессе или привычных страхах.

2. Подзыв на прикорм. Тест проводится в трех вариантах: подзыв условным сигналом, прикорм без условного сигнала (оба варианта выполняются экспериментатором) и подзыв хозяином.

Проверяются отношения с хозяином и закладка начальных стереотипов. Поэтому желателен вариант, при котором щенок реагирует на корм (необходимое условие) и охотно подходит на условный сигнал — и к хозяину, и к экспериментатору.

II. 2-3-й месяц

1. Тест с ключами (или монетами и т. п.): связку ключей бросают в направлении щенка, немного в сторону.

Желательный тип поведения, свидетельствующий о нормальном развитии психики — осторожная исследовательская реакция; щенок может вести себя более осторожно, чем в месячном возрасте. Безрассудное любопытство в этом возрасте неестественно и маловероятно; выраженная реакция избегания нежелательна. Любые сочетания с неврастеническим синдромом должны насторожить экспериментатора, поскольку свидетельствуют о перенесенном стрессе или привычных страхах.

2. Трофейные игры. Перетягивание игрушки, «отнималки».

Желательна уверенная хватка и удержание игрушки. Робкая или слабая хватка, ее отсутствие, отсутствие удержания игрушки, избегание игры нежелательны и могут свидетельствовать о недоразвитии отношений с хозяином или страхах, связанных с собственным опытом.

3. Отношение к человеку (знакомому и незнакомому): по возможности, определяется наблюдением в естественной среде и опросом хозяев.

Желательно четкое различение узкого круга «своих» и остальных людей, проявляемое в отношении к ним. Допустима некоторая осторожность по отношению к чужим. Нежелательны любые проявления страха или неврастенический синдром.

III. 4-й месяц

1. Тест с ключами (или монетами и т. п.): связку ключей бросают в направлении щенка, немного в сторону.

Желательный тип поведения, свидетельствующий о нормальном развитии психики — осторожная исследовательская реакция, при которой собака обращает внимание на экспериментатора. Менее желательно — безрассудное любопытство в отношении предмета или экспериментатора; выраженная реакция избегания нежелательна. Любые сочетания с неврастеническим синдромом должны насторожить экспериментатора, поскольку свидетельствуют о перенесенном стрессе или привычных страхах.

2. Отношение к человеку (знакомому и незнакомому): по возможности, определяется наблюдением в естественной среде и опросом хозяев.

Желательно сравнительно четкое различение своих и чужих, проявляемое в отношении к ним. Нежелательны любые проявления страха или неврастенический синдром.

3. Развитие социальных стереотипов щенка оценивается по его поведению.

По возможности — наблюдением в естественной среде и опросом хозяев определяются попытки щенка (независимо от пола) имитировать садку на ноге хозяина. Такие попытки свидетельствуют о нормальном развитии социальных стереотипов. Если же такие попытки не делаются, следует предположить отставание в развитии или неадекватную самооценку.

4. Формы внутривидового общения оцениваются по результатам опроса хозяев и, по возможности, наблюдением в естественной среде.

Желательны (т.е. нормальны в этом возрасте) уверенное поведение в отсутствие более старших собак и проявления почтения вплоть до заискивания в их присутствии; желательно также, чтобы щенок проявлял свою связь с хозяином, вплоть до просьбы о защите.

Желательно также наблюдать за отношениями щенка со знакомыми и незнакомыми собаками — общее, различия, процесс установления отношений и т. п.

IV. 7-й месяц

1. Тест с ключами (или монетами и т.п.): связку ключей бросают в направлении собаки, немного в сторону.

Желательный тип поведения, свидетельствующий о нормальном развитии психики — исследовательская реакция, развивающаяся в два этапа. Сначала собака обращает внимание на предмет, а после его обследования — на экспериментатора. Менее желательно — безрассудное любопытство в отношении предмета или экспериментатора; выраженная реакция избегания нежелательна. Любые сочетания с неврастеническим синдромом должны насторожить экспериментатора, поскольку свидетельствуют о перенесенном стрессе или привычных страхах.

2. Отношение к человеку (знакомому и незнакомому): по возможности, определяется наблюдением в естественной среде и опросом хозяев.

Желательно сравнительно четкое различение своих и чужих, проявляемое в отношении к ним. Допустимы попытки доминирования или некоторая осторожность по отношению к чужим. Нежелательны любые проявления страха или неврастенический синдром.

3. Развитие социальных стереотипов собаки оценивается по ее поведению.

По возможности — наблюдением в естественной среде и опросом хозяев определяются попытки собаки (независимо ог пола) имитировать садку на ноге хозяина. Такое поведение к этому возрасту должно затухать. Если же такие попытки активно повторяются, следует предположить отставание в развитии или неадекватную самооценку.

4. Формы внутривидового общения оцениваются по результатам опроса хозяев и, по возможности, наблюдением в естественной среде.

Желательны (т.е. нормальны в этом возрасте) уверенное поведение в отсутствие более старших собак и более уверенное, чем в раннем возрасте, поведение в их присутствии; в отношении ровесников допустимы попытки доминирования. Возможны переходы от «пробных» взрослых форм поведения к детским (в частности, детские формы заискивания не говорят о трусости собаки). Желательно также, чтобы собака проявляла свою связь с хозяином, вплоть до просьбы о защите в острых ситуациях.

Желательно также наблюдать за отношениями собаки со знакомыми и незнакомыми собаками — общее, различия, процесс установления отношений и т. п.

Нежелательны проявления страха или агрессии, неврастенический синдром. Такие отклонения могут указывать на неадекватную самооценку, отставание в развитии или закрепленные в жизненном опыте страхи.

V. 10-11-й месяц (у некоторых пород — до 14 месяцев)

1. Тест ключами (или монетами и т. п.): связку ключей бросают в направлении собаки, немного в сторону.

Желательный тип поведения, свидетельствующий о нормальном развитии психики — исследовательская реакция, развивающаяся в три этапа. Сначала собака обследует предмет, затем обращает внимание на руки экспериментатора, а в заключение заглядывает ему в лицо. Возможно безрассудное любопытство в отношении предмета или экспериментатора; реакция избегания крайне нежелательна. Сочетания с неврастеническим синдромом должны насторожить экспериментатора, т.к. свидетельствуют о перенесенном стрессе или привычных страхах.

2. Отношение к человеку (знакомому и незнакомому): по возможности, определяется наблюдением в естественной среде и опросом хозяев.

Желательно четкое различение своих и чужих, проявляемое в отношении к ним. Весьма желательна хорошая управляемость собаки. Допустимы попытки доминирования. Нежелательны любые проявления страха или агрессии, неврастенический синдром, отсутствие управляемости. Такие отклонения могут свидетельствовать о пробелах в воспитании, неадекватной самооценке, отставании в развитии или закрепленных в жизненном опыте страхах.

3. Отношение к ритуальным жестам. Экспериментатор подносит руку к голове собаки сверху, снизу, сбоку.

Желательна умеренная реакция на жесты: избегание движения руки сверху, очень уверенное поведение при приближении руки снизу и уверенно-безразличное при жесте сбоку от головы. Возможно, но нежелательно безразличное отношение ко всем жестам, свидетельствующее о непонимании ритуальных форм поведения — нарушениях развития в возрасте трех и шести месяцев. Чрезмерные реакции могут указывать на привычные страхи или неадекватную самооценку.

4. Формы внутривидового общения оцениваются по результатам опроса хозяев и, по возможности, наблюдением в естественной среде.

Желательно уверенное поведение; допустимы попытки доминирования, прекращаемые в случае протеста партнера. Желательно также, чтобы собака проявляла свою связь с хозяином, вплоть до просьбы о защите в особо острых ситуациях.

Желательно также наблюдать за отношениями собаки со знакомыми и незнакомыми собаками — общее, различия, процесс установления отношений и т. п.

Нежелательны проявления страха или агрессии, неврастенический синдром. Такие отклонения могут указывать на неадекватную самооценку, отставание в развитии или закрепленные в жизненном опыте страхи.


VI.

В более поздних возрастах возможны любые из описанных проверок с учетом тех возрастных этапов, которым они соответствуют. Отклонения от желательного поведения могут свидетельствовать о дефиците тех уровней психики, которые формируются в данном возрасте.
Сегодня бесплатная доставка от 1999 рублей!